О развитии дистанционных технологий в реализации учебного процесса
Осенью 2023 года университет вышел на новый уровень развития дистанционных технологий в реализации учебного процесса. Напомним, что дистанционные технологии получили ускоренное внедрение в период прошедшей пандемии. В соответствии с приказами ректора в настоящее время дистанционные технологии в большом объеме реализуются на первом курсе заочной формы обучения, а также на очной и заочной формах магистратуры. Прежде всего, дистанционные технологии применяются для проведения лекционных занятий. Все это связано с развитием студентоцентрированного обучения и направлено на повышение удобства обучения студентов.
Предлагаемые студентам новые возможности одновременно предполагают и большую ответственность обучаемых в организации своей образовательной деятельности. Очевидно, что, во-первых, ни в коем случае не следует пропускать дистанционные занятия, не следует совмещать такие занятия с другими делами. Формально это такие же занятия, как и традиционные занятия в аудиториях. Преподаватели также отмечают в электронных журналах посещаемость, которая учитывается в общей статистике процессов обучения. Более того, студенты должны проявлять активность на таких дистанционных занятиях, как это происходит и в аудиториях: задавать вопросы устно или написать их в чатах, записывать учебный материал в своих конспектах или следить за текстом в книге или за текстом, в размещенным на портале «Электронного ЮУрГУ», других текстовых или презентационных материалах. Следует отвечать на вопросы преподавателей, поддерживать беседы преподавателей, если они организованы на занятиях. В конце дистанционных занятий обычно происходит опрос студентов, необходимо показать, что нового обучающиеся узнали на этом занятии.
Дистанционная технология обучения может оказаться более комфортной для студентов, которые ранее в аудитории стеснялись задавать вопросы. Теперь их можно задать в чате, не перебивая рассказ лектора. Более того, можно оперативно показать в чате полученные на практическом занятии результаты расчета или даже попросить преподавателя дать возможность показать собственный расчет студента для выявления возникшей ошибки. Не исключается последующее общение с преподавателем по электронной почте или встроенными в «Электронный ЮУрГУ» средствами типа «Объявление».
Если на практическом занятии в аудитории студенты сдавали бумажные листки с выполненными расчетами или проектами, то теперь, в дистанционном обучении, предполагается загрузка таких материалов на портал «Электронного ЮУрГУ». Может возникнуть соблазн загрузить такие материалы намного позже, чем это установлено преподавателем. Однако этого делать не следует. Учебный процесс – это сбалансированный во времени процесс: все мероприятия строго распланированы. Через неделю или через месяц студенту необходимо будет загрузить уже в два, три раза больше отчетов, что может вызвать напряженность в собственной организации работ. Очевидно, что такая напряженная практика обучения в «дистанте» нецелесообразна. Еще раз, дистанционная технология обучения, как и традиционная, требует самодисциплины и самоорганизации, новым преимуществом является лишь свобода в местонахождении студента во время занятий: заочники могут находиться в своем городе, а студенты магистратуры, могут задержаться на своем рабочем месте по окончании трудового дня на производстве. Университет идет навстречу пожеланиям студентов, но и от студентов требуется ответственное отношение к учебе. Сочетая это, все получится!