Материаловедение и технологии материалов
- УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: бакалавриат
2. НАПРАВЛЕНИЕ: 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов
3. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
4. ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: русский
5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМЫ:
Материаловеды – это ученые и инженеры, которые увлечены производственно-технологической, научно-исследовательской, организационной и управленческой деятельностью в области инновационных технологий получения новых материалов, покрытий, обработки и производства изделий из них.
Ключевые направления развития материаловедения сегодня:
–аддитивные технологии – это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3d-технологий;
–нанотехнологии – способы производства и применения искусственно созданных объектов нанометровых размеров (1 нм = 10-9 м);
–компьютерное моделирование структуры и состава – разработка математических моделей, определяющих взаимосвязь «состав–технология–свойства»,
–системный анализ многофакторных воздействий – совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных объектов, основанный на применении компьютерной техники;
–«зеленые» технологии, позволяющие заменить вредные производства на безопасные, защитить от загрязнения атмосферу, почву, пресную воду и мировой океан, исключить получение токсичных отходов.
За 4 года обучения бакалавры получают качественную базовую подготовку в областях естественных и точных, в том числе компьютерных наук, а также осваивают методы и методики создания и изучения новых материалов. Студенты-бакалавры изучают также меры по обеспечению экологической и технической безопасности разрабатываемых материалов, техники и технологий.
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН:
- Физическая химия
- Информатика и программирование
- Компьютерная графика
- Сопротивление материалов
- Детали машин и основы конструирования
- Метрология, стандартизация и сертификация
- Материаловедение
- Коррозия и защита металлов
- Производство стали и сплавов
- Производство ферросплавов
- Производство цветных и редких металлов
- Технологии производства тугоплавких металлов
- Основы технологического процесса
- термической обработки черных и цветных металлов
- Термообработка конструкционных и инструментальных сталей
- Термическое оборудование
- Автоматизация процессов нагрева
- Основы технологии получения неметаллических материалов
- Основы технологии получения конструкционных материалов
7. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
8. ПРИМЕРЫ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ:
- Удаление хлоридов из цинксодержащего материала с использованием микроволнового нагрева
- Разработка технологии получения композитного материала на основе шпинельного феррита (NiZnCu)Fe2O4
- Синтез высокоэнтропийной керамики со структурой перовскита
- Сорбционные процессы в системе композиционный сорбент – хлорид цинка
- Получение и исследование каталитических свойств феррита меди;
- Фотокатализаторы разложения воды на основе композита «нитрид углерода-феррит иттрия»;
- Получение и исследование каталитических свойств феррита никеля;
- Кинетика процессов гомогенизации литейного алюминиевого сплава ВАЛ14 при отжиге
9. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ:
— создание композиционных оптически активных сорбционных комплексов на основе смешанных оксидов для ликвидации загрязнений почв и водоемов солями тяжелых металлов и радиоактивными отходами путем развития процессов необратимой сорбции и активной минерализации. Работа ведется совместно с группой предприятий «Курс», ОАО «Магнезит»;
— разработки механизмов карботермического восстановления металлов из оксидных соединений. Изучены процессы восстановления твердых хромовых руд Приполярного Урала;
— создание оборудования и технологий проведения металлотермических плавок с вентилируемой реакционной зоной;
— работы в области термодинамики сплавов цветных металлов;
— фундаментальные работы в области совершенствования технологии противофлокенной обработки сталей;
— работы по созданию и исследованию свойств нанопористых углеродных материалов, графитоподобных материалов с высоким содержанием азота (до 22%). Это перспективные материалы для электродов электрохимических устройств: аккумуляторов, конденсаторов, топливных ячеек, носителей катализаторов. Работы выполняются под руководством старшего научного сотрудника Д.А. Жеребцова и при активном участии ученых из университетов Лаппеенранта и Штутгарта. Разрабатываются методы синтеза новых кристаллических форм углерода;
— работы по совершенствованию режимов термической и термомеханической обработки трубных сталей, жаропрочных сплавов на основе никеля и хрома, высокопрочных алюминиевых сплавов;
— проект «Молекулярно-динамическое исследование влияния напряжений на мартенситное превращение в твердых растворах Fe-С».
Ежегодно сотрудниками кафедры публикуется более 60 статей, из них более 20 в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science.
Работы поддержаны грантами РНФ, РФФИ, Министерства образования и науки РФ.
11. ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
- Винник Д.А.,
- Ильичев В.Л.,
- Карева Н.Т.,
- Корягин Ю.Д.,
- Кузнецов Ю.С.,
- Лапина И.В.,
- Павловская М.С.,
- Рущиц С.В.,
- Рысс Г.М.,
- Сенин А.В.,
- Тепляков Ю.Н.,
- Трофимов Е.А.,
- Шабурова Н.А.,
- Штин С.В.
12. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Адрес: 454080, Россия, г. Челябинск,
пр. Ленина, 76, кафедра «Материаловедение и физико-химия материалов»
ауд. 322/ГУК (западное крыло) — зав. кафедрой
ауд. 414, 421/ГУК (западное крыло) — преподавательские
13. ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ
В 2016 году я окончила бакалавриат по направлению «Материаловедение и технологии материалов», а в 2018 году магистратуру по направлению «Металловедение и термическая обработка металлов». Обучение по данным программам даёт вам возможность работать в разных структурах металлургические предприятий и не только, потому что вы получаете знания по физике металла, о механических испытаниях и методах исследования, о металловедении, коррозии, термической обработке, физической химии.

Благодаря практике на производстве, которую мы проходили со второго курса, мы знакомились с деятельностью предприятий и смогли выбрать для себя направление по нашим предпочтениям, а бесценный опыт преподавателей и их чуткое руководство помогало нам стать хорошим специалистом.

Кафедра физической химии (сейчас кафедра материаловедения и физико-химии материалов) зарекомендовала себя с хорошей стороны благодаря профессорско-преподавательскому составу, так как именно они создавали такую дружелюбную атмосферу, что для меня иногда в первое время было непривычно после школы. Я очень благодарен преподавателям за приобретенные знания, они мне помогают на моей нынешней работе. Полученная база помогла мне развиваться и вырасти до высококлассного специалиста в области черной металлургии. После завершения учебы не забываю кафедру, часто бываю в университете и вижу сохранение хороших традиций для студентов, что приборная база кафедры расширяется. Абитуриентам желаю удачи и думаю, что они сделают правильное решение и выберут кафедру материаловедения и физико-химии материалов.
14. ВИДЕО
15. ФОТО:


16. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Студенты – материаловеды успешно участвуют в российских олимпиадах по материаловедению; в командном решении комплексных заданий, связанных с выбором необходимого материала для конкретных, как правило, экстремальных условий, его получения, обработки, и экономическими расчетами необходимых затрат. Несколько лет подряд они занимают призовые места в студенческих внутриуниверситетских и общероссийских соревнованиях, проведенных в Челябинске, Красноярске и Санкт-Петербурге.


