НОЦ «Энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин»
Научно-образовательный центр «Энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин» организован на основании решения Ученого совета Университета 27.10.2014 г. как структурное подразделение Южно-Уральского государственного университета.
Основными целями НОЦ «Энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин» являются:
- Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области транспортных средств, а также дизелестроения для бронетанковой техники и инженерных машин в направлениях:
- определение параметров технического состояния автомобильной, тракторной и строительно-дорожной техники (оценка эффективности тормозных систем, управляемости и устойчивости, определение массово-габаритных показателей транспортных средств, определение показателей шума, вибрации и содержания вредных веществ в кабине транспортного средства и в рабочей зоне);
- совершенствование рабочего процесса и конструкций ДВС для повышения топливной экономичности, мощности и снижения выбросов вредных веществ отработавшими газами до уровня мировых стандартов;
- повышение надёжности двигателей, моторно-трансмиссионных установок и шасси военных, инженерных и транспортных машин;
- обеспечение совместной работы перспективных ДВС с трансмиссией и шасси в современных моторно-трансмиссионных установках военных, инженерных и транспортных машин;
- проведение исследовательских, сертификационных и контрольных испытаний горюче-смазочных материалов.
- Подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, владеющих знаниями и навыками (включая навык самообразования), необходимыми для производства новых знаний, технологий, товаров и услуг в области дизелей и моторно-трансмиссионных установок.
Основными задачами НОЦ «Энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин» являются:
- Организация и выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области дизелестроения, моторно-трансмиссионных установок и шасси военных, инженерных и транспортных машин, а также по смежной тематике.
- Обеспечение непрерывного совершенствования материально-технической базы, используемой в Университете при проведении НИОКР и при подготовке специалистов.
- Организация материально – технического, инженерного, методического и консультационного обеспечения при выполнении лабораторных, курсовых, дипломных, магистерских, диссертационных и других квалификационных работ, научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, докторантов по профильным направлениям деятельности, при проведении производственных и других видов практик студентов ЮУрГУ.
- Организация материально-технического, инженерного, методического и консультационного обеспечения мероприятий, направленных на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и инженерно-технических работников Университета, а также сотрудников сторонних организаций по профильным направлениям деятельности.
ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА
Лаборатория исследований моторно-трансмиссионного блока автомобильной, дорожно-строительной и специальной техники на базе испытательного стенда HORIBA
Испытательный стенд HORIBA предназначен для испытания двигателей внутреннего сгорания мощностью от 100 до 2100 кВт, на режимах, обусловленных отраслевыми методиками, форсированных режимах и режимах сертификационных испытаний. Кроме того, на стенде могут выполняться типовые периодические, функциональные и исследовательские испытания двигателей внутреннего сгорания.
Наиболее значимые проекты, выполняемые в лаборатории:
- Испытания и конструктивная доводка двигателя 2В-12 с топливоподающей системой аккумуляторного типа и электронной системой управления.
Полученный результат: Применение топливоподающей системы аккумуляторного типа отечественного производства позволило снизить расход топлива дизеля на эксплуатационных режимахна величину до 5%.
- Проведение расчетных исследований и испытаний базовых образцов модельного ряда высокооборотных V-образных дизельных двигателей специального назначения в мощностном диапазоне от 750 до 1500 кВт перспективных образцов автомобильной техники и гусеничных машин средней и тяжелой категорий по массе, специальных колесных машин и транспортно-технологических средств.
Полученный результат: Создание совместно с ООО “ЧТЗ – Уралтрак” базовых образцов перспективных многоцелевых форсированных дизелей.
- Исследование и разработка технических решений по созданию энергоэффективных форсированных дизелей специального назначения для наземных транспортных машин.
Полученный результат: Создание совместно с ООО «ЧТЗ – Уралтрак» опытного образца 6- ти цилиндрового двигателя размерностью 15/16 с литровой мощностью 35 кВт/л.
- Разработка технологии цифровых двойников поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Ожидаемый результат: Создание новых методов проектирования ДВС, позволяющих существенно снизить затраты времени и материальных средств на их конструктивную доводку и модернизацию. Решение экологических проблем функционирования интеллектуальных городских транспортных систем за счет применения передовых цифровых технологий, основанных на искусственном интеллекте, цифровых двойниках, анализе больших данных и нейронных сетях.
- Оптимизация рабочих процессов серийных высокофорсированных дизелей для гусеничных универсальных платформ.
Ожидаемый результат: Методология совершенствования рабочих процессов в камере сгорания при высоком форсировании дизелей, основанная на на применении CFD – моделей и нейронных сетей. Новый рабочий процесс, позволяющий на 3…5% снизить удельный расход топлива двигателя, уменьшить тепловые и механические нагрузки на его детали.
Ведущие учёные лаборатории:
Доктор технических наук Малоземов А.А.
Кандидат технических наук Егоров В.В.
Испытательный центр HORIBA
Лаборатория исследований автомобильной, дорожно-строительной и специальной техники на базе передвижного измерительного комплекса с комплектом универсального исследовательского оборудования
Передвижной измерительный комплекс с комплектом универсального исследовательского оборудования предназначен для определения параметров технического состояния автомобильной (категорий N и O), тракторной и строительно-дорожной техники, обработки полученных результатов и представления их в установленной форме.
Состав комплекса:
- Комплект аналитического и измерительного оборудования для оценки эффективности тормозных систем, управляемости и устойчивости;
- Средства измерений параметров шума и вибрации;
- Система анализа газов для измерения уровня содержания вредных веществ в воздухе кабины и в рабочей зоне;
- Комплект оборудования для определения общей массы транспортного средства, массы, приходящейся на ось и на сторону транспортного средства;
- Комплект оборудования для измерения усилий;
- Средства измерений электрических величин;
- Средства измерений температуры и давления;
- Персональный компьютер с программным обеспечением для обработки результатов исследований;
- Дополнительное вспомогательное оборудование и инструмент.
- Специальный цельнометаллический закрытый фургон на базе автомобиля «Фольксваген Крафтер ».
Ведущие ученые лаборатории:
Кандидат технических наук Козьминых В.А.
Кандидат технических наук Костров В.Ю.
Кандидат технических наук Соломоненко М.В.