2. НАПРАВЛЕНИЕ: 24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей
3. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
4. ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: русский
5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМЫ:
Космос становится ближе для каждого из нас. Если раньше запуск космического корабля был событием мирового масштаба, то сейчас подобное событие стало нормой жизни. Однако запуск и успешное выполнение миссии невозможно без основного агрегата ракеты – двигателя – самого сложного устройства летательного аппаратура, в котором сосредоточены передовые технологии конструирования и изготовления. Двигатель – это сердце летательного аппарата, в котором преобразуются физические среды в огромные потоки энергии газов. От надежности двигателя зависит успех всей космической экспедиции.
Путь к звездам лежит через правильный выбор будущей специальности, которая обязательно должна быть связана с разработкой и производством летательных аппаратов и двигателей к ним. В большей степени, именно от двигателя зависит успех или неудача конкретной миссии.
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН:
Устройство ракетных двигателей,
Общая теория авиационных двигателей,
Теория и расчет жидкостных ракетных двигателей,
Гидрогазодинамика авиационных и ракетных двигателей,
Теплообмен в авиационных и ракетных двигателях,
Проектирование ракетных двигателей на твердом топливе,
Проектирование газотурбинных двигателей,
Проектирование комбинированных реактивных двигателей,
Проектирование гибридных ракетных двигателей,
Химическая кинетика и теория горения ракетных топлив,
Проектирование двигательной установки первой/второй ступени ракеты-носителя,
Проектирование двигательной установки зенитной управляемой ракеты,
Проектирование жидкостного ракетного двигателя для кислородно-метанового разгонного блока с возможностью многократного включения,
Проектирование маршевого РДТТ с центральным телом
9. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ:
В 2016 году сотрудниками кафедры был закончен крупный проект «Создание производства модельного ряда микротурбинных установок нового поколения» МГТУ Т-100. В рамках сотрудничества был заключен договор с ОАО «Специальное конструкторское бюро «Турбина» (г. Челябинск).
В настоящее время в рамках работ по гранту губернатора Челябинской области сотрудники кафедры занимаются разработкой демонстраторов инновационных ракетных двигателей для перспективных ракет-носителей.
На фото: В.Л. Салич (слева) с В.А. Соловьевым, лётчиком-космонавтом.
Василий Салич, выпуск 2004, ведущий научный сотрудник АО «НИИМаш»:
Я решил стать инженером, поскольку в школе был склонен к точным наукам и мечтал создавать что-то новое в технике. Почему я выбрал именно эту специальность? Потому что ракетный двигатель на сегодняшний день является вершиной машиностроения.
Учиться было интересно. Преподавательский состав очень сильный, и каждый из преподавателей охотно делился своим огромным профессиональным опытом. Наиболее увлекательными были занятия «с железом» в Учебном центре ракетно-космической техники. На четвертом курсе я был привлечен к научно-исследовательской работе на кафедре и даже не мог представить, что уже через год буду проводить натурные огневые испытания разработанного с моим участием двигателя, хотя в то время я был ещё студентом. Таким образом, учась на пятом курсе, я уже выполнял работы проектанта, конструктора, испытателя и исследователя. После окончания вуза я поступил в аспирантуру, продолжив начатые исследования (касающиеся вопросов проектирования ракетных двигателей малой тяги на перспективных экологически безопасных компонентах топлива), по результатам которых защитил кандидатскую диссертацию. В разное время работал в ЮУрГУ, занимая различные должности, был деканом Аэрокосмического факультета. В настоящее время работаю ведущим научным сотрудником в НИИ Машиностроения – организации, являющейся лидером космического двигателестроения. Уровень знаний и практическая подготовка, полученные мной в стенах университета позволяют решать сложнейшие проектно-конструкторские, научные и организационные задачи. Кстати, одно из направлений моей сегодняшней деятельности, а именно создание двигателей на экологически безопасных топливах, во многом базируется на научно-техническом заделе, полученном в стенах кафедры (университета).
Евгений Сафонов, выпуск 2000 г., к.т.н., декан факультета машиностроения ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»
Каждый из нас в детстве, вглядываясь в ночное небо и наблюдая мириады звезд, ощущал бесконечность пространства и скрытые тайны. Именно в детстве мы больше всего открыты миру и космосу и больше всего задаем вопросов: «А как попасть на Луну? А далеко звезды и солнце?».
Именно захватывающий дух приключений, бескрайности и таинственности вел меня в жизни при выборе будущей профессии и специальности, которая обязательно должна была быть связана с покорением космоса. Я однозначно решил стать инженером-конструктором двигателей летательных аппаратов, потому что это единственное, что позволяет сделать ближе звезды и преодолеть пространство. Двигатель – это самое сложное устройство летательного аппаратура и в нем сосредоточены самые передовые технологии конструирования и изготовления. От надежности двигателя зависит успех всей космической экспедиции. Двигатель – это сердце летательного аппарата, в котором преобразуются физические среды в огромные потоки энергии газов, где температуры достигают значений, превышающих температур плавления металлов. Именно такие уникальные знания я приобрел, обучаясь на кафедре Двигатели летательных аппаратов. Благодаря моим преподавателям и наставникам, я научился системно решать сложные комплексные технические задачи, сочетающие в себе теплофизику, гидрогазодинамику и управление. Умение неординарно мыслить – это самое главное качество выпускника Аэрокосмического факультета, которое развили во мне мои преподаватели. Они заложили в меня постоянную тягу к новым знаниям и сформировали навыки настоящего инженера, способного решать практически любые задачи в современном авиакосмическом, атомном и транспортном машиностроении.
Поэтому путь к звездам лежит через правильный выбор будущей специальности, которая обязательно должна быть связана с разработкой и производством летательных аппаратов и двигателей к ним.