ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
- УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: бакалавриат
2. НАПРАВЛЕНИЕ: 13.03.03 Энергетическое машиностроение. Профиль Двигатели внутреннего сгорания
3. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная
4. ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: русский
5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМЫ:
ДВС – МОБИЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА БУДУЩЕГО
Современную цивилизацию невозможно представить без двигателя внутреннего сгорания – ДВС. ДВС незаменим во всех сферах человеческой деятельности. На его долю приходится более 80 % всей энергии в мире, преобразуемой в механическую работу.
Двигатели внутреннего сгорания устанавливаются на автомобильном, железнодорожном, авиационном и водном транспорте, на сельскохозяйственной, дорожно-строительной и военной технике, используются на малогабаритном и ручном инструменте.
ДВС могут быть поршневыми и комбинированными, двух- и четырехтактными, жидко-
и твердотопливными, газотурбинными.
Двигатели используются в качестве мобильных и стационарных силовых агрегатов
для производства электроэнергии, для перекачивания газов и жидкостей, для отопления жилых
и производственных помещений и даже для… питания электроэнергией персональных электронных устройств.
Современные ДВС работают на бензине и дизельном топливе, на природном газе
и искусственных спиртах, на растительном масле и угольной пыли, на водороде.
Двигатели бывают кривошипно-шатунные и роторные, аксиально-поршневые
и бескривошипные, лопастные и свободнопоршневые.
Есть ДВС очень большие и очень маленькие. Поршень самого большого судового двигателя имеет диаметр более 3 м, а его ход (перемещение по вертикали при работе) превышает 4 м, и вряд ли такой поршень сможет уместиться в обычной комнате. Максимальная частота вращения коленчатого вала такого двигателя составляет 40–60 оборотов в минуту, а мощность достигает десятков мегаватт.
Детали самых маленьких ДВС не изготавливаются на станках, а выполняются методом травления – как электронные печатные платы. Плоский поршень такого двигателя имеет размеры 1×2 мм, а вал вращается с частотой до 1 миллиона 200 тысяч оборотов в минуту,
и предназначаются такие двигатели для питания специальных электронных устройств
и летательных микроаппаратов.
Сегодня сферу применения профессиональных знаний специалиста по ДВС невозможно переоценить, и перспективы двигателя внутреннего сгорания поистине безграничны, так как
и на сегодняшний день, и в обозримом будущем ДВС есть и останется вне конкуренции по таким параметрам, как универсальность, автономность, широчайший диапазон мощностных
и массогабаритных характеристик, коэффициент полезного действия, экономичность, многотопливность, приспособленность к различным условиям эксплуатации.
В процессе обучения на нашей кафедре по направлению 13.03.03 «Энергетическое машиностроение» студент получает знания по конструкции и конструированию, проектированию, расчету, эксплуатации, сервисному обслуживанию и ремонту, испытаниям, наладке, исследованиям двигателей внутреннего сгорания.
Наша кафедра («Двигатели внутреннего сгорания», а сегодня – «Двигатели внутреннего сгорания и электронные системы автомобилей») была создана в 1943 году и является одной из старейших в университете. Первый выпуск инженеров-двигателистов состоялся в 1947 году.
К настоящему времени кафедрой подготовлено свыше 3000 специалистов по ДВС, более 300 выпускников получили дипломы с отличием.
Одной из первых в стране кафедра ДВС перешла к внедрению в учебный процесс и научно-исследовательскую работу автоматизированных и компьютерных систем, остаемся верны этому тренду мы и сегодня: студенты нашей кафедры изучают прикладное программирование, информационные технологии, инженерную и компьютерную графику, автоматизированное проектирование, электронные системы управления и диагностирования двигателей.
По окончании обучения выпускники бакалавриата по направлению 13.03.03 «Энергетическое машиностроение» могут пойти полноценно работать по специальности, продолжив при этом обучение в магистратуре по энергетическому машиностроению на нашей кафедре.
Студенты задействованы не только в учебном процессе, они также привлекаются к научно-исследовательских работам, проводимым кафедрой, в которых участвуют с большим желанием
и интересом, развиваясь и совершенствуясь как будущие высококлассные специалисты. Эти работы представлены широким спектром задач современного и перспективного двигателестроения, такими, как совершенствование процессов топливоподачи
и смесеобразования, многотопливность двигателей и применение биотоплив, водородо-
и кислородосодержащие топлива для ДВС, защита двигателей от тепловых и механических перегрузок в экстремальных условиях эксплуатации, оптимизация систем электронного управления и диагностирования, экологичность двигателей внутреннего сгорания.
Уже много лет кафедра успешно реализует один из самых современных и эффективных методов высшей школы – проектное обучение, в процессе которого студенты участвуют
в комплексном решении – от постановки задачи до защиты выпускной квалификационной работы бакалавра – реальных производственных задач в областях расчета, проектирования, конструирования, исследования, технического и сервисного обслуживания, диагностики, цифрового моделирования и создания цифровых двойников ДВС.
В процессе обучения студенты овладевают знаниями, умениями и навыками, позволяющими заниматься конструкторским сопровождением производства и испытаний, разработкой конструкций с учетом современных технологий изготовления и сборки, разработкой материалов для технико-экономических обоснований выбора вариантов конструкций двигателей внутреннего сгорания, автотранспортных средств и их компонентов.
Кафедра использует в обучении моторные и безмоторные стенды, макеты агрегатов и узлов двигателей, демонстрационные установки и современные компьютерные системы, действующие стенды для проведения испытаний двигателей, стенды для испытания дизельной топливной аппаратуры, устройства и приборы для контроля систем питания ДВС. Практические навыки по конструированию, исследованию, эксплуатации, ремонту, техническому и сервисному обслуживанию двигателей студенты получают и закрепляют в специализированных лабораториях кафедры, оснащенных современным оборудованием австрийской фирмы AVL. Для выполнения курсового и дипломного проектирования, а также проведения научных исследований студентам предоставляется зал персональных компьютеров, при этом обучающиеся получают свободный доступ к программному комплексу AVL, являющемуся одним из лучших в мире в области моделирования и исследования процессов в поршневых и комбинированных ДВС.
Выпускники нашей кафедры востребованы на рынке труда и благодаря полученным знаниям достигают значительных высот карьерного роста и материального положения.
Трудоустройство выпускников обеспечивается на таких предприятиях и в таких сферах, как:
- ПАО «КАМАЗ»;
- «Уральский дизель-моторный завод», г. Екатеринбург;
Предприятия Челябинска и области:
- «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК»;
- Моторный завод «ЧТЗ-УРАЛТРАК»;
- Тракторный завод «ДСТ-Урал»;
- автомобильный завод «УРАЛ»;
- СКБ «Турбина»;
- Компания УРАЛКАМ;
- Компания «UZ-DAEWOO»;
- «Челябинская компрессорная компания»;
- «Челябинский механический завод»;
- ЗАО «Электромашина»;
- промышленные предприятия энергетического двигателестроения Урала и России;
- автосервисные и дилерские центры, автомастерские;
- автотранспортные предприятия;
- заводы и конструкторские бюро;
- малый и средний бизнес;
- собственное дело.
«ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» – ТВОЙ ВЫБОР УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО!
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН:
- Автоматизированное проектирование двигателей
- Альтернативные топлива
- Диагностика и ремонт поршневых двигателей
- Инженерная и компьютерная графика
- Информационные технологии
- Испытания двигателей
- Компьютерное моделирование технических систем
- Конструирование двигателей
- Теория рабочих процессов и моделирование процессов в ДВС
- Прикладное программирование
- Программное обеспечение научных исследований
- Сервисное обслуживание поршневых двигателей
- Системы диагностирования ДВС
- Экологическая безопасность транспортных средств
- Электронные системы управления и диагностирования двигателей
7. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
8. ПРИМЕРЫ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ:
9. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ:
10. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Лазарев Владислав Евгеньевич, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор
- ВЕДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Лазарев Владислав Евгеньевич, д.т.н., профессор
Лазарев Евгений Анатольевич, д.т.н., профессор
Камалтдинов Вячеслав Гилимянович, д.т.н., профессор
Шишков Виктор Владимирович, к.т.н., доцент
Попов Александр Евгеньевич, к.т.н., доцент
12. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Кафедра ДВСиЭСА
г.Челябинск, пр.Ленина, 85, ауд. 259/2
телефоны: (351) 267-94-31, (351) 267-90-98
E-mail: dvsesa@susu.ru
13. ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ:
14. ВИДЕО
15. ФОТО:
16. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: