Учеба

Новое в организации образовательного процесса

Приказом №158 от 02.09.2024 г. внесены изменения в Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов учебной деятельности обучающихся. Актуализированы показатели бонус-рейтинга. В числе показателей имеются призовые места и участие в олимпиадах, научно-технических конференциях, конкурсах по дисциплинам. О наличии таких бонусов студентам нужно обязательно узнать у своих преподавателей. Кроме того, в п.2.6 «Положения» появился абзац: «Для дисциплин, содержащих лабораторные работы, рейтинг обучающегося по дисциплине (Rd) рассчитывается при условии (ri> 0) выполнения всех лабораторных работ.» Таким образом, пропуск хотя бы одной лабораторной работы и, как следствие, отсутствие отчета и защиты ее равнозначно неудовлетворительной оценке по всей дисциплине.

Первокурсники кафедры технологии автоматизированного машиностроения в рамках во Всероссийской акции «Неделя без турникетов» совместили экскурсию на ЧТПЗ с изучением дисциплины «Технологические процессы в машиностроении»

В конце октября первокурсники-технологи побывали в цехах Челябинского трубопрокатного завода и при этом изучили современные технологии производства сварных труб на «Высоте 239», побывали в ТМК ЭТЕРНО и на заводе «Соединительные отводы трубопроводов». Занятие-экскурсию провела преподаватель каф. ТАМ Щурова Е.И. Студенты побывали за пультом управления цеха производства труб большого диаметра, посетили сад камней.

О развитии дистанционных технологий в реализации учебного процесса

Осенью 2023 года университет вышел на новый уровень развития дистанционных технологий в реализации учебного процесса. Первокурсники-заочники и студенты магистратуры могут теперь изучать науки, находясь в комфортных домашних условиях. Условиями такого обучения являются как возможность у студентов выхода в Интернет, так и самодисциплина самих обучающихся.

Проектное обучение на кафедре “Оборудование и технологии сварочного производства”

В соответствии с распоряжением проректора ЮУрГУ № 61 «Об организации работы в рамках проектного обучения» был проведен отбор лучших проектов, реализуемых студентами в рамках проектного обучения. Такой отбор был произведен в Политехническом институте и по одному из его направлений – по направлению материаловедения и технологий. А именно, был отобран проект студентов, обучающихся по направлению 15.03.01 Машиностроение, профиль “Оборудование и технология сварочного производства”. Под руководством заведующего кафедрой «Оборудования и технологии сварочного производства» кандидата технических наук Иванова М.А. студенты разработали технологии лазерно-гибридной сварки труб большого диаметра на Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ). Актуальность проекта студентов обусловлена тем, что современные трубопроводы работают во все более экстремальных условиях, и сварные швы должны иметь необходимые свойства, которые и обеспечиваются лазерно-гибридной сваркой.

Проект стартовал в 2020 году. Студенты проектной группы работали в одной команде вместе с ведущими специалистами ЮУрГУ и ЧТПЗ. Вместе с тем, каждый студент активно реализовывал свой фронт работ. Один студент проводил моделирование в ESI SYSYWELD для оценки температурных полей при сварке, другой работал с программой ANSYS для расчета конструкционной прочности и создания классификатора дефектов. Кто-то из студентов разрабатывал план эксперимента для построения регрессионных моделей влияния режимов сварки на качества сварного соединения, а кто-то оценивал жидкотекучесть сварочных проволок. Проектная работа студентов выполнялась в рамках договора о выполнении научно-исследовательских работ между ЮУрГУ и ПАО ЧТПЗ. ЧТПЗ также организовал на своей площадке и выполнение масштабного эксперимента.

Пока работы еще продолжаются. Но по результатам обширной работы уже сейчас подготовлены три научные статьи.

Пожелаем ребятам успешной защиты проекта!

На основании приказа ректора №93 от 28.01.2022 во втором семестре 2021/22 учебного года все учебные занятия первого полусеместра проводились преимущественно в очном формате. Лишь поточные лекции (три и более группы) проводились дистанционно. На основании приказа ректора № 380 от 17.03.2022 со второго полусеместра такие дистанционные занятия также отменены. Таким образом, все занятия со начала второго полусеместра проводятся только в традиционном очном формате.  При этом приказами установлено, что все занятия должны проходить с соблюдением требований профилактики COVID: допускать студентов в аудитории исключительно масках, не допускать в аудитории студентов с признаками инфекционных заболеваний (повышенная температура, кашель, насморк.) Уважаемые студенты! Болезнь можно перенести быстро, но последствия этой болезни могут остаться надолго. Берегите свое здоровье, носите маски и соблюдайте установленные меры профилактики.

Университет принял модель студентоцентрированного образования, то есть полного содействия студентам в их обучении. С учетом этого, приказом ректора №25 от 10.03.2022 внесены изменения в «Положение о БРС….». Такие изменения, начиная с 01.09.2022 года дают право студентам самим определять вариант прохождения ими контрольных мероприятий. Таких варианта два. Первый или теперь основной, заключается в том, что все студенты получают итоговый рейтинг (процент) по дисциплине на основании прохождения ими контрольных мероприятий в течении семестра, то есть до сессии.  Этот рейтинг называется рейтингом текущего контроля Rтек и он определяется умножением на единицу среднеарифметического значения полученных студентами процентов по каждому контрольному мероприятию в течении семестра. Он и определяет оценку в «зачетку». Второй вариант, ранее он был основным, теперь стал дополнительным вариантом, дает право студенту по его собственному выбору перейти на него и определить итоговую оценку по дисциплине путем суммирования двух рейтингов, как это и было в предыдущем варианте «Положения…», и осталось теперь. Такой вариант предусматривает использование Rтек, как это было описано выше, и Rпа – рейтинг промежуточной аттестации. Итоговый рейтинг в таком варианте определяется: Rтек*0.6+ Rпа*0.4. В этом случае очевидно, возможен такой итог: если студент получил Rпа=0, то вместо оценки по первому варианту Rтек*1.0 теперь им будет получена оценка Rтек*0.6+ 0*0.4. То есть оценка понизится. Тем не менее, в зачетку преподаватель обязан поставить большую из двух оценок, указанных двух вариантов (об этом было сказано на деканском совещании от 14.03.22).

 Приказом ректора №517 от 04.04.22 установлено, что вышеописанное изменение «Положения о БРС» вступает в силу со второго семестра 2021/22 учебного года. Это означает, что уже теперь студент вправе выбрать вариант прохождения им аттестации по дисциплине в этом семестре. Такой студентоцентрированный подход обучения не исключает ответственности самих студентов за свои процессы. Нужно ответственно относиться к прохождению текущих контрольных мероприятий, не пропускать их без уважительной причины и сдавать их на максимально возможные баллы. Успехов и здоровья всем студентам на этом благородном пути!

В связи с требованиями профилактики COVID с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача по Челябинской области №5 от 30.11.2021 года зимняя промежуточная аттестация (зимняя сессия) проводится в дистанционном формате, за исключением ряда дисциплин, указанных в приложении к Приказу ректора №2092. В связи с этим, все преподаватели на страницах своих дисциплин на сайте «Электронного ЮУрГУ» организовали консультации и экзамены в форме видеоконференций. Такие консультации и экзамены проводятся во время сессии согласно утвержденному расписанию. Студентам для сдачи экзаменов необходимо заблаговременно подключиться к видеоконференциям. Согласно утвержденного приказом ректора Регламента дистанционного проведения экзаменов студентам необходимо в начале экзамена включить видеокамеру и по просьбе преподавателя показать свое лицо, развернутый документ со своей фотографией (например, студенческий билет) и назвать свои имя, отчество (при наличии) и фамилию. После такой процедуры идентификации экзамен проводится при включенных видеокамерах по правилам, предусмотренным при проведении данного экзамена (устно, письменно или тестирование). По окончании экзамена преподаватель должен публично объявить полученные оценки. Если итоговая оценка определяется по системе БРС, то преподаватель объявляет оценку, полученную собственно на экзамене и итоговую оценку, рассчитанную автоматически в электронном журнале БРС. Закончив экзамен, преподаватель должен поставить оценки в электронную ведомость и подписать ее с использованием электронных технологий.

В случае, если студент получит отрицательную оценку (неудовлетворительно или не зачтено), то студенту необходимо пересдать данный экзамен. Для этого на вышеуказанных страницах дисциплины преподаватели организуют разделы пересдач и устанавливают ссылки на видеоконференции для таких пересдач.

Несмотря на сложную пандемическую ситуацию в мире, политехники с оптимизмом преодолевают возникшие трудности, своевременно вакцинируются, соблюдают все меры профилактики и успешно сдают экзамены. Желаем всем студентам успехов на этом пути!

ЮУрГУ полностью переходит на дистанционное обучение

Ректор ЮУрГУ Александр Шестаков подписал приказ об  организации работы Южно-Уральского государственного университета с 8 по 14 ноября 2021 г.

– Южно-Уральский государственный университет продолжает осуществлять противоэпидемические мероприятия, направленные на нераспространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).  Следующую неделю студенты будут учиться, преподаватели будут работать, но образовательный процесс перейдет полностью в дистанционный  формат, – комментирует пресс-служба ЮУрГУ . – Университет имеет такую возможность. В аналогичном режиме мы уже работали год назад. Лабораторные занятия нельзя проводить дистанционно, поэтому они будут отложены либо заменены другими занятиями.

Что же касается работы других подразделений ЮУрГУ, то выполнение возложенных функций будет осуществляться с привлечением минимального количества работников. Научная деятельность, реализация проектов и программ будут продолжены в полном объеме.

Приказ об организации работы университета направлен на то, чтобы разорвать цепочку передачи коронавирусной инфекции.

Источник

Организация образовательного процесса в весеннем семестре 2021 года

Процесс обучения в весеннем семестре 2021 года реализуется в традиционной (очной форме) за исключением поточных лекций с количеством академических групп от двух и более.

Такие поточные лекции в связи с профилактическими требованиями по предотвращению заражения COVID-19 проводятся в дистанционном формате на базе технологий сайта Электронного ЮУРГУ (edu.susu.ru). Несмотря на применение традиционных форм реализации учебного процесса, профилактические требования по пандемии остаются прежними: обязательным остается правильное ношение медицинских масок, поддержание социальной дистанции и соблюдение других профилактических требований.   

Иностранные студенты, которые по причине пандемии остались за границами Российской федерации могут получить все необходимые образовательные услуги в дистанционном формате обучения на базе технологий сайта Электронного ЮУРГУ (edu.susu.ru).

 Таким студентам необходимо на указанном сайте найти свои дисциплины, предусмотренные графиком учебного процесса, и выполнить инструкции, приведенные на страницах данных дисциплин.  По прибытию в Российскую федерацию такие студенты обязаны выполнить все требования распоряжения № 18 от 18.02.2021, а именно: приступать к занятиям только при наличии медицинских документов по COVID-19 и после прохождения медицинского осмотра, что подтверждается соответствующей справкой (до выполнения этих условий нужно соблюдать режим изоляции).

Студенты, которые имеют академические задолженности по итогам зимней 2021 года сессии обязаны получить графики сдачи задолженностей и сдать контрольные мероприятия учебных дисциплин в установленные этими графиками сроки.

На основании решений Ученого совета ЮУрГУ от 26 апреля 2021 г, приказа ректора № 415-13/12 от 18.03.2021 на кафедрах Политехнического института в настоящее время ведется работа по внедрению в учебные дисциплины вопросов, связанных с цифровизацией и искусственным интеллектом. В настоящее время все учебные планы с новыми или обновленными дисциплинами утверждены. С первого сентября 2021 учебный процесс начнется с усилением вопросов цифровизаии и искусственного интеллекта в учебных дисциплинах. 

О целесообразности внедрения искусственного интеллекта в промышленность можно прочитать здесь 

Особенности реализации балльно-рейтинговой системы оценки компетенций обучающихся

Данная система обязательна для первого и второго курсов обучения. На остальных курсах она может быть введена по усмотрению преподавателей.

БРС, в числе прочего, введена для повышения уровня организации учебного процесса и обеспечения объективности оценки уровня знаний и умений обучающихся и компетенций выпускников.

Любой студент может ознакомиться с контрольно-рейтинговыми мероприятиями по каждой дисциплине, обратившись на сайт Электронного ЮУРГУ (edu.susu.ru) в соответствующий раздел рассматриваемой дисциплины, ее рабочей программы. Задача студентов выполнить все контрольно-рейтинговые мероприятия в требуемые сроки и с максимально-возможным количеством баллов. Все контрольно-рейтинговые мероприятия разделены на две основные группы: 1) текущий контроль и 2) промежуточная аттестация. Контрольно-рейтинговые мероприятия текущего контроля реализуются в течение семестра до начала зачетной недели или сессии. Такие же мероприятия промежуточной аттестации – это зачеты и экзамены. Прохождение обучающимися контрольно-рейтинговых мероприятий сопровождается получение ими соответствующих баллов. Суммирование отношение полученных баллов к максимальным по каждому мероприятию дает итоговый рейтинг обучающегося отдельно по текущему контролю и отдельно по промежуточной аттестации. Далее первый рейтинг умножается на 0.6, второй умножается на 0.4. Суммирование этих результатов дает рейтинг обучающегося по дисциплине. Максимальное значение рейтинга равно 100%. Если итоговый рейтинг по дисциплине находится в диапазоне от 85 до 100% включительно, то электронная система определяет оценку «отлично», которая и выставляется в ведомость и в зачетную книжку.   Если итоговый рейтинг находится в диапазоне от 75 до 84% включительно, то оценка «хорошо», если от 60 до 74% включительно, то оценка «удовлетворительно», если 59% и ниже, то – «неудовлетворительно». Следует отметить, что описанная схема определения рейтинга является основной. Однако имеются еще другие особенности этой системы, в том числе, связанные с бонус-рейтингами. О таких особенностях следует узнать на указанных выше страницах дисциплин сайта Электронный ЮУрГУ.

Какие преимущества дает БРС студентам?

Прежде всего, это постепенное накопление баллов контрольных мероприятий. В отличие от традиционной системы предыдущих десятилетий, когда по известной студенческой песенке: «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия, а сессия всего два раза в год», эти «два раза в год» вызывали у студентов стресс и необходимость в короткие сроки освоить и сдать все сразу, новая система, система БРС позволяет студентам сдавать все постепенно, в удобные для них сроки. Изучить, освоить учебный материал малыми порциями проще, и предъявить свои знания, умения, навыки на небольших объемах проще. Таким образом возможность постепенно малыми частями освоить и сдать материал существенно облегчает образовательную задачу студентам.

Какие особенности БРС могут усложнить обучение студентам?

Прежде всего, это игнорирование сроков сдачи контрольно-рейтинговых мероприятий. Если постепенно в требуемые сроки не сдавать контрольные мероприятия, то такие мероприятия начинают накапливаться к концу семестра. Сжатые сроки не позволяют планомерно освоить учебный материал, материал осваивается стихийно, что ведет к низким баллам БРС. Суммирование этих баллов и расчет итоговой оценки в этом случае обуславливает низкие показатели вплоть до оценки «неудовлетворительно». Таким образом основная задача обучающихся в случае применения БРС – самоорганизация, которая связана со своевременным выполнением всех задач учебного процесса и своевременным прохождением контрольно-рейтинговых мероприятий.  Как спортивно настроенные личности все время поддерживают себя постоянной физической нагрузкой, так и интеллектуально развитые личности должны сами себя организовывать и постоянно следить за своим интеллектуальным развитием. Только труд и усилия над собой позволяют и в первом, и во втором случаях развиваться и оставаться на уровне современных требований гармонично развитой личности.

Мы желаем всем нашим студентам успехов на этом пути!

Новости «элитного» и проектного обучения

В нашем университете наряду с процессами выполнения основных образовательных программ по федеральным стандартам, по которым обучается большинство студентов, дополнительно еще реализуются формы обучения для поддержания развития одаренных студентов. На младших курсах, прежде всего, это формы элитной подготовки, которые связаны с дополнительными факультативами для таких студентов. Кроме того, в зоне элитной подготовки, ведущие в своих областях знаний ученые и преподаватели ведут собственные мастер–классы, передавая свой уникальный опыт талантливым студентам. Наконец, в данной зоне элитной подготовке ведущие преподаватели готовят талантливых студентов к международным и всероссийским олимпиадам по своим предметам. Любой студент, успешно сдавший сессию, вправе заявить в установленные сроки свое желание по любой из вышеназванных форм элитной зоны.

Данные формы образовательной деятельности являются расширением образования в университете, предусмотренного Федеральными образовательными стандартами. Эти формы направлены на дополнительное развитие продвинутых студентов, которые имеют хорошую успеваемость по основным дисциплинам. 

Перечень проектов элитной подготовки 

В зоне элитной подготовки студенты младших курсов могут получить поддержку преподавателей кафедры на пути в науку и в современные технологии. Далее, на старших курсах студены входят в зону проектного обучения. Проектное обучение также связано с крупными междисциплинарными научными проектами факультетов и на базе таких проектов студенты выполняют собственные учебные проекты и проходят обучение по соответствующим дисциплинам. 

Перечень проектов проектного обучения 

Некоторые проекты представлены ниже.

Проектное обучение связано с прикладной областью реализации основных образовательных программ. Проектное обучение связано с подготовкой талантливых студентов – бакалавров и специалистов преимущественно на старших курсах, а также связано с магистерской подготовкой. В проектные группы вправе войти любой успешно обучающийся студент, который желает участвовать в реальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах с предприятиями – стратегическими партнерами университета. В рамках выполнения таких проектов по отдельным учебным планам изучаются необходимые, зачастую более практической направленности, дисциплины. По каждой такой проектной дисциплине студенту формируется персональное проектное задание со сроками и формами отчетности. Часто студенты работают в группах, оформленных в виде молодежных конструкторских или технологических бюро. Нередко задание выдается на подгруппу, и тогда работа выполняется в команде. Хорошим результатом такого обучения является распределение всей проектной группы на данное предприятие. Не исключается и последующее оформление группы студентов под малое инновационное предприятие, которое далее может развиваться самостоятельно с поддержкой по программам УМНИК или СТАРТ.